12/13 СВЯЩЕННЫХ НОЧЕЙ начало: ночь 24-25 декабря окончание: ночь 5-6 января от РОЖДЕСТВА до БОГОЯВЛЕНИЯ от ИИСУСА ко ХРИСТУ "Двенадцать священных ночей являются решающими для жизни и судеб всего предстоящего года. В это время может быть заложен добрый зачаток нашего воления. Особенно решающим будет то, что предпринимаем мы в ночь св. Сильвестра (канун Нового года). В ночь св. Сильвестра нас на несколько мгновений отпускает Дух народа. То, что мы мыслим в это время, охватывается высшими Иерархиями, и в этом заключена сила осуществления." Рудольф Штайнер > Херберту Хану «В человечество можно верить, к человечеству можно иметь доверие», – так может ощущать душа, если ее мысль в состоянии направиться к факту: какая бы борьба, неверие и дисгармония ни существовали в развитии человечества, – а они существовали благодаря всему тому, что влилось в человечество со времен Адама до нашего времени, – но если мы посмотрим назад, на то, что в древние времена называли «Адам-Кадмон» и что потом стало понятием «Христа», то в человеческой душе возгорается доверие к правильности человеческой силы, к началу мира и любви в природе человечества. Поэтому подсознательное душевное переживание поставило Праздник Рождества Иисуса в непосредственную связь с праздником «Адама и Евы», так что в рождающемся Младенце Христе человек как бы видит свою собственную природу, но в ее невинности, в ее безгреховности. Почему именно в течение целых веков, тысячелетий это Божественное Дитя являлось человечеству как нечто достойное наивысшего почитания для человеческой души? Потому что, когда мы смотрим на ребенка, то мы можем увидеть, как этот ребенок, не могущий еще сказать себе «я», работает над человеческим телом, над этим храмом Божественно-Вечного, и также потому, что человек, который еще не говорит себе «я», показывает нам ясный признак своего происхождения из духовного мира. Благодаря такому отношению к детской природе человека мы учимся иметь полное доверие к человеческой природе. И в то время, когда для человека возможна наибольшая сосредоточенность, когда Солнце светит менее всего и менее всего греет земной шар, когда человек не занят выполнением внешних работ, когда дни всего короче, а ночи всего длиннее, когда состояние Земли таково, что человек больше всего может сосредоточиться, уйти в себя, когда для внешнего взора на время исчезает весь внешний блеск, вся внешняя красота, – тогда в этот момент западное культурное развитие ставит Праздник рождения Божественного Младенца, то есть человека, вступающего в мир невинным и могущего дать этим невинным вступлением в мир самое сильное, самое высокое доверие человеку в момент его величайшей сосредоточенности, доверие, вытекающее из сознания его Божественного истока. И, между тем, как обычно наш взор направлен к будущему, и мы стремимся отдать свои лучшие силы на служение будущему, хотим утвердить и усилить в себе веру в будущее, – именно в такие праздничные дни мы пытаемся жить в воспоминаниях, которые как бы переносят к нам воплощение древних мыслей, которые учат нас, что если для нас возможно теперь современным образом мыслить о духовном, которое лежит в основе внешнего мира, то в те древние времена иначе, но не менее правильно, не менее величаво и значительно мыслили и ощущали истинное возвышенное чувство единения с человечеством, со всем тем, что должно вести человечество к его высотам. Наш духовно-научный Идеал состоит в чувстве единения с тем, что создало человечество прошлого, создавало, исходя иногда из сокровеннейших глубин души. Это заложено в праздниках, в особенности же в великих праздниках, если только с помощью истин духовного исследования мы сумеем раскрыть перед своей душой их запечатленное в ходе времен иероглифическое значение". РОЖДЕСТВО КАК ПРАЗДНИК ИНСПИРАЦИИ Рудольф Штайнер из ПСС том 127 Лекция в Берлине 21 декабря 1911 года *** РОЖДЕСТВО Человек - это мост Между прошлым и бытием будущего; Настоящее - это мгновение, Мгновение как мост, Душой ставший дух В оболочке материи - Это из прошлого; Духом ставшая душа В чашах зародышей - Это на пути к будущему. Постигай грядущее Через прошлое, Надейся на становящееся Через уже состоявшееся. Так постигай бытие В становлении Так постигай грядущее В существующем. Рудольф Штайнер (источник и пер. неизв.)